Образование в России
для иностранцев
Новый цифровой суперсервис Россотрудничества
Студенты из других государств смогут подавать заявки на обучение в России и следить за приемной кампанией через интернет. Суперсервис предоставит мультиязычную поддержку для решения организационных и бытовых вопросов в процессе поступления и обучения. На этапе поступления больше не придется тратить деньги на поездки и проживание.
О проекте
Суперсервис «Образование в РФ для иностранцев»
В 2019 году в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» была разработана целевая модель cуперсервиса «Образование в РФ для иностранцев» и одобрена на рабочей группе «Цифровое государственное управление» АНО «Цифровая экономика».


Суперсервис в соответствии с целевой моделью позволит ускорить и упростить решение стоящих перед кандидатом задач за счёт обеспечения единого окна доступа к услугам (как на стадии оформления документов и прибытия в Россию, так и в период проживания).

В течение года с момента ввода в промышленную эксплуатацию планируется привлечение не менее чем 1 млн пользователей (иностранные школьники, кандидаты, их родители, выпускники, сотрудники федеральных и региональных органов исполнительной власти, коммерческие и некоммерческие организации).

Основными эффектами от внедрения суперсервиса станут:




Уменьшение количества необходимых поездок кандидатов в Российские центры науки и культуры или посольства РФ.
1




Повышение прозрачности конкурсного отбора, за счет публикации результатов конкурса на всех этапах и возможности подать апелляцию в электронном виде.
2




Гармонизация сроков приемной кампании иностранных кандидатов и основной приемной кампании образовательных организаций.
3



Повышение исполнительской дисциплины и качества межведомственного взаимодействия в процессе привлечения иностранных студентов.
4



Снижение количества жалоб, судебных исков, связанных с недостатками профориентации и информирования кандидатов об особенностях обучения по выбранным программам в образовательных организациях.
5



Повышение уровня комфортного пребывания на территории РФ во время обучения.
6
В чем поможет суперсервис
Выбор вуза и программы
Абитуриент сможет выбрать вуз с учетом своих возможностей и перспектив для развития.
Электронная подача заявки
Подача заявки и документов доступна из любой точки мира.
Экономия денег
Не придется тратить деньги на поездки и жилье в процессе поступления и оформления документов. Все через интернет.
Юридическая поддержка
Доступна информация об особенностях пребывания в России: визы, миграционный учет, регистрация.
Новые цифровые возможности
для иностранных кандидатов
Поиск и сравнение образовательных программ российских вузов доступных по квотам, льготным условиям и на коммерческой основе.
Подача апелляций и жалоб.
Подача заявления и документов в электронном виде.
Персональный помощник по юридическим и другим вопросам.
Прохождение конкурсного отбора посредством дистанционных технологий.
Маркетплейс льготных сервисов и услуг (транспорт, медицина, музеи и выставки).
Онлайн-мониторинг конкурсной ситуации, получение уведомлений и информационных сообщений.
Информация о миграционных правилах на территории России, уведомление о последовательности действий.
3 млн
человек составят аудиторию потенциальных пользователей суперсервиса к 2024 году
30%
от общей стоимости обучения можно сэкономить, исключив посредников
>20%
иностранных студентов получат возможность найти работу в российских компаниях
Как будет развиваться суперсервис
Создание суперсервиса «Образование в РФ для иностранцев» планируется в 2 этапа.

На первом этапе до конца 2020 года планируется завершить описание всех целевых процессов и разработку всей необходимой проектной и технической документации, а также создать рабочий прототип суперсервиса: портал будет запущен.

На втором этапе до конца 2021 года планируется
разработать компоненты модулей в части интеграции свнешними сервисами, провести предварительные комплексные испытания, произвести отладку интеграционного взаимодействия разработанных модулей, проведение опытной эксплуатации суперсервиса с привлечением ограниченного числа зарубежных стран в рамках пилотной приемной кампании, а также запуск в промышленную эксплуатацию. С помощью суперсервиса можно подобрать образовательную программу и направление подготовки.
1
2020
Запущен единый портал с информацией об условиях обучения в РФ.
2
2021
Абитуриенты из 20 стран могут пройти видеособеседование и сдать экзамены онлайн.
3
2022
Возможность для поступления в вуз с помощью суперсервиса доступна абитуриентам из более чем 100 стран.
4
2024
3 млн пользователей будут пользоваться суперсервисом к 2024 году.
Ключевые цели к концу 2021 года
Кандидаты всех стран участников (более 100) подали документы в электронном виде с помощью суперсервиса.
Не менее 1 млн потенциальных пользователей.
100% российских вузов, участвующих в приеме иностранных кандидатов, принимают удаленное онлайн участие в приемной кампании на всех этапах.
Мария агранович:
В 2021 году Россотрудничество запускает суперсервис «Образование иностранцев в РФ», который позволит студентам из других стран подавать заявки по упрощенной схеме. В чем «фишка»?
михаил сергеевич попов:
К сожалению, сейчас у нас нет эффективного государственного инструмента привлечения иностранных абитуриентов.

Нет достоверной информации о программах, условиях обучения и проживания в России на родном языке абитуриента, не менее 5 раз ребёнку приходится лично приезжать в консульство для подачи заявки и прохождения тестирований. Часто ребята пользуются коммерческими сервисами, которые непрозрачны, поэтому отследить положение иностранного абитуриента с момента подачи заявления до приезда в Россию практически невозможно. Да и гарантии поступления в российский вуз они не дают.

Что предлагаем мы? В одном месте, на единой платформе будет собрано несколько взаимосвязанных сервисов, которые помогут ребенку из любой точки мира через мобильный телефон или компьютер, а в будущем, возможно, и через терминалы в представительствах Россотрудничества за рубежом очень просто составить заявку на обучение в Российской Федерации, просто нажав кнопку. Не нужно искать «проводника», платить ему за услуги (такое случается), не нужно дополнительных поездок в консульство… Можно будет и экзамен принять, и собеседование пройти онлайн. И сразу узнать, приняли его или нет. На каждом этапе абитуриент сможет получить консультацию экспертов Россотрудничества.

Надеюсь, скоро появится возможность открывать студенческую визу сразу на пять-шесть лет

Сейчас от заявки до принятия решения по ней проходит полгода. За эти полгода ребенок может передумать, уйти в другой вуз в совсем иной стране. А с такой системой мы работаем на опережение. Это полное сопровождение иностранного абитуриента на пути в российский вуз. И не только.

После того как он приедет в Россию, суперсервис поможет ему вызвать такси на родном языке, узнать, как продлить визу, куда обратиться за юридической помощью, где можно подработать, в какое кафе сходить, где получить медицинскую помощь и другое. Вся эта информация будет под рукой – в нашем суперсервисе, а точнее в его смартфоне. Будет и кнопка «sos», и личный ID, по которому студента можно найти, если он потерялся или попал в неприятную ситуацию.

Планируем добавить в этот сервис массу интересной информации, которая поможет сделать верный выбор вуза и региона, в который ехать: погода, природа, архитектура, достопримечательности, а самое важное – виртуальные туры по университетам, общежитиям, библиотекам.
Полный текст интервью:
Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) реализует мероприятия, направленные на продвижение геополитических интересов России в сферах культуры, образования и новых технологий, а также на укрепление международных связей при сохранении принципов высокого профессионализма, эффективности и устойчивого развития.